Tags

, , ,

I’m disgusted and I’m repulsed and I can’t look away, как говорила героиня Кевина Смита в практически аналогичной ситуации.

Джеймс Рестон-младший – наверняка прекрасный человек. В футбол хорошо играет (его университетский результат – пять голов за один матч – до сих пор остается рекордным для университета Северной Каролины), на радио хорошо выступает (премия за передачу про секту Джима Джонса). В конце концов, его играл Сэм Рокуэлл в фильме “Фрост против Никсона”, так что я готова за глаза уважать и любить и все такое.
Если вы хотите его за глаза любить – не читайте “Священное воинство”*, ни за что и никогда. Публицисты, которые вдруг решают написать историческую книгу – это гораздо хуже, чем даже романтичные романистки. Романтичные романистки хотя бы влюблены в героев и не стремятся исторические события спроецировать на современную политическую ситуацию. Публицисты типа Рестона пересказывают все, что прочли, не заморачиваясь даже сноски добавить, и искренне считают себя исследователями.

Главные герои публицистической книжки Рестона – две основные, по его мнению, фигуры Третьего Крестового Похода, Саладин и Ричард Львиное Сердце. В предисловии Рестон рассказывает, как в детстве зачитывался Вальтером Скоттом и засматривался “Львом зимой”, так что интерес его вполне логичен; “Лев зимой” ему очень плохую службу сослужил, что будет очень хорошо видно из текста.

Сразу о хорошем: книга написана очень простым, очень легким языком. Если читатель ничего про Третий Крестовый Поход не знает, то определенные факты он из книги подчерпнет; к сожалению, факты подаются под диким соусом из личных домыслов Рестона, который несколько книжек по теме прочитал и теперь всё про всех знает. Поэтому советовать этот опус тем, кто ничего не знает про Крестовые походы, просто издевательство, а тем, кто знает – садизм.

Рестон (опять же в предисловии) распределяет роли (Саладин – мудрый правитель, Ренольд де Шатийон – гнусный злодей, Ричард Львиное Сердце – жестокий варвар-пидарас, но не без положительных качеств) и их и придерживается. В результате получается дикая политкорректная каша, и за автора немножко стыдно.

Я вам на одном примере покажу, окей? Вопрос сексуальной ориентации Ричарда I в XX веке был достаточно обсуждаемым среди историков. Но Джеймс Рестон, мы помним, в детстве любил пьесу и фильм “Лев Зимой”, а это значит, что вопросов для него нет – Ричард явно был тот еще гей. Соответственно, все факты, на которые Рестон натыкается, он в этом ключе и толкует. К примеру, если у Ричарда на коронации не было теток – это явное доказательство того, что там была жестокая гей-оргия он теток не любил вообще. Если во время Третьего Крестового Похода у него были трения с французским королем Филиппом Августом – так это потому, что они любовниками были, почему же еще. И вообще, он же все время проводил в армии, в армии вокруг мужики, значит, точно не без греха!

Ненависть, злость и дорогой Джеймс Рестон, занимайся своей политикой и не лезь в историю.

Очень забавно, кстати, посмотреть отзывы на Амазоне: все, кто книжку хвалит, начинают с фразы “Я ничего не знал о Крестовых походах” или “В истории я не разбираюсь”. Все, кто брызжет ядом, принадлежат как раз к тем, кто книжки и получше по теме читал.

_____________
* Если учесть, что в названии книги – Warriors of God – в подзаголовке поясняется, что речь о Саладине и Ричарде I, то правильное название, конечно, “Божьи воины”. Какое нахрен воинство, когда речь о главах противоборствующих армий??

Российское издание

Джеймс Рестон
“Божье Воинство”
АСТ, АСТ-Москва, 2008.