Tags

, ,

“История Византия” Норвича – выжимка из трех написанных им ранее томов на ту же тему; в результате получилась все равно толстенная книга, в которой события сменяют друг друга с калейдоскопической скоростью. Императоры ослепляют претендентов на трон, отрезают им носы и прочие ценные части тела; церковники грызутся за кажущиеся незначительными особенности восприятия религиозных текстов, подвергая страну религиозным чисткам; у границ империи  собираются то одни, то другие захватчики, от вестготов до турков; и только Город стоит, разрастаясь от века к веку, впечатляя всех, от иноземных послов до захватчиков.

Книга разбита на три части (в соответствии с томами предыдущего исследования Норвича): создание, апогей, закат. У Норвича очень легкий язык, и читать его – одно удовольствие; у него удивительным образом каждый из кажущейся бесконечной череды византийских императоров приобретает свои отличительные черты, причем не гротескные, а вполне человеческие; следить за их жизнями – как, ей-богу, какой-то качественный сериал смотреть.

Я из всего периода римской истории всегда предпочитала позднюю Республику и раннюю Империю, а запад казался мне привлекательнее востока, несмотря (а скорее, даже вопреки) историческим связям Руси с Византией; поэтому некоторые периоды истории восточной римской империи оставались для меня загадкой. В принципе, книга только подтвердила мои пристрастия: очень трудно, наверное, провозглашать себя оплотом цивилизации и параллельно резать носы (да, меня носы больше всего впечатлили), а уж редко обходившаяся без кровопролития система захвата престола в период апогея существования Византии скорее какой-то варварской цивилизации подходит. Читая Норвича, испытываешь только удивление оттого, что колосс на глиняных ногах (которым к началу второго тысячелетия давно стала Византия) просуществовал так долго; ну и хочется задать Владимиру пару вопросов о крещении Руси – ох, а стоило ли? Таким-то путем? Получив себе такое-то наследство?

Как всегда, большой привет отечественным издателям: интересно, почему крестоносцы на обложке? Они, конечно, имеют определенное отношение к некоторому временному отрезку истории Византии, но прям на обложку? Тогда бы уж Константина или Юстиниана с Феодорой нарисовали, они куда больше в символы годятся.

Российское издание

Джон Норчич
“История Византии”
АСТ, АСТ-Москва, 2011
Advertisements