Tags

, ,

Отзыв содержит спойлеры.

Вторая книга в трилогии о Войне Роз, “Красная Королева”, посвящена Маргарите Бофорт, матери будущего Генриха VII, и охватывает практически всю жизнь заглавной героини – с ее несостоявшегося первого брака (1453 год, нашей героине 9 лет) до опять же Босвортского поля.
Таким образом, Грегори берет практически тот же временной промежуток, что в предыдущей книге, просто на первый план выходят не Йорки, которые в “Белой королеве” играли первую скрипку, а Ланкастеры, которые раньше в основном только упоминались.

Как и в случае с Белой Королевой, Элизабет Вудвилл, Красная Королева Маргарита Бофорт (или Маргарет Бофор, как её еще у нас склоняют?) получилась персонажем весьма неоднозначным. Но если Элизабет была очень… живой (больше десятка детей, выводок родственников, брак по любви), то Маргарет – удивительно засушенный персонаж. Не по ее вине – единственная дочь и наследница Ланкастеров использовалась и родителями, и королем как пешка, ее единственный ребенок постоянно не с ней, никто к еще девочке-Маргарет никаких теплых чувств не проявлял, вот и нашла она единственное утешение в религии и сознании собственной особенности.

Но там вот какая закавыка: при всем том, что героиня объективно совершенно несчастный ребенок (мать не любит, замуж выдали в 12, совершенно ужасные роды в 13 лет) и понятно, почему она себя считает избранной (наверное, иначе лучше бы сразу голову в петлю), но ей не получается сочувствовать. Жалеть – да, а вот сочувствовать – нет, героине читательское сочувствие не очень нужно.
Она не просто набожная девочка – она набожная девочка, которая в первую очередь хочет, чтобы ей за ее набожность восхищались. Она искренне считает себя новой Жанной д’Арк, и ее набожность не мешает ей быть достаточно кровожадной особой; когда ее второй муж не собирается воевать под знаменами Маргариты Анжуйской против герцога Йорка, та искренне считает это предательством просто потому, что Йорка надо убить, а не разговаривать с ним. Она искренне уверена, что не только она сама, но и ее дом, дом Ланкастеров, избран богом, и потому все, кто против или стоит на ее пути, должны умереть.

Маргарет из тех, кого невозможно переубедить, и эта ее holier than thou attitude начинает бесить прямо с первых страниц. Она, как и Элизабет в первой книге, весьма недостоверный рассказчик, поскольку все события окрашивает своими эмоциями; эмоции эти малоприятны.
Это вполне вписывается в исторический характер, и про это интересно читать, но даже девочку Маргарет очень хочется придушить своими руками.

Мать ей там очень правильно говорит – Маргарет все события принимает как свои собственные трагедии; при этом не важно, действительно ли что-то было сделано против нее лично или просто потому, что именно как личность ее никто не воспринимает, так, “мостик к будущим поколениям”, а не любимая дочь. И прекрасное отношение к ней второго мужа уже не исправит то, что кроме власти для нее ничего, в принципе, нет. 

Хотя, конечно, моя неприязнь к героине может с тем же успехом быть отнесена к нелюбви к Ланкастерам и Тюдорам в целом.
Хотя Маргарет, конечно, была той еще сукой.

Российское издание

Филиппа Грегори
“Алая королева”
ЭКСМО, 2011
Advertisements