Tags

В Серанской империи есть традиция: приходящий к власти император убивает своих братьев, чтобы убрать даже теоретическую возможность интриг. Пятнадцать лет назад императором стал Бейон, и по его приказу были убиты все его братья – кроме принца Сармина, которого заточили в башне и оставили… на всякий случай. Сейчас у Бейона нет детей, и он, кажется, проклят: на его коже год за годом проступает Узор, носители которого либо умирают, либо становятся безвольными проводниками воли неизвестного мага, который этот самый Узор, как чуму, и насылает. Мать Сармина путем интриг устраивает ему брак с дочерью вождя одного из северных кочевых племен, Месемой; великий визирь, Туваини, тоже ведет свою игру при помощи Кинжала Императора – убийцы Эйула; да и неизвестный Мастер Узора тоже что-то замышляет…

Видимо, после Assassin’s Creed стало модно писать романы про убийц в фэнтези-сеттинге: сначала Брент Уикс с его трилогией про Ночного Ангела, теперь вот автор непонятного пола Мазаркис Уильямс. И что самое печальное – лучше всего издательствам удаются обложки: оружие, капюшоны, всё такое. С содержанием опять не очень хорошо.

Есть, конечно, в книжке и хорошее: во-первых, относительно оригинальный сеттинг (этакий микс Персии с Индией), во-вторых, начало действительно захватывает: дворцовые интриги, убийства, принц в башне, магия какая-то непонятная. НО. 

Для меня проблема с романом Уильямс(а) была в первую очередь в том, что  персонажей много – а никто не затрагивает, все одинаково безразличны. Там полный набор участников дворцовых интриг, от преданного императора и его полубезумного брата до коварного визиря, девицы из степей и пожилого профессионального убийцы; и все одинаково скучные. Мотивация у них не прописана вообще, все ненавидят друг друга просто потому, что ненавидят; главные злодеи злы просто потому, что злы (а власть хотят просто потому, что власть) – и не очень умны при этом, делая ошибку за ошибкой. Главные герои спасают мир либо из самосохранения (тут хотя бы понятно), либо поскольку так Предсказано и Должно. Вторая проблема с Уильямс(ом) в том, что главы написаны глазами разных героев – а различать этих самых POV-героев между собой удается только по именам, но никак не по отличительным чертам речи, мыслей или хотя бы мотивам поступков. Помните, как у Мартина можно было сразу по тексту сказать, чья глава, вне зависимости от происходившего? Или у Аберкромби? А тут, увы, замах серьезный – а реализация хромает. И декорации, в которых всё это происходит, кажутся картонными: огромная империя, а действует в ней дай бог с десяток поименованных персонажей, причем с другими людьми они все контактируют очень мало.

Кажется, у Сапковского в одной из его статей было прекрасно описано состояние, когда случайно читаешь третью книжку многотомного цикла и радуешься, что не читал предшествующие тома – и точно не будешь читать последующие. Это первый том трилогии – и если я и могу что-то сказать с уверенностью, так это то, что дальше читать не буду точно.

Российское издание

книга свежая (вышла в конце 2011), поэтому еще нет; будет ли – увы мне, не знаю.